С чего началось? Это была волна. Друг друга вдохновляли: «А давайте что-нибудь сделаем…» И делали. Квартирники, самиздат, презентации журналов, творческие встречи и т.п. Наследие рок-культуры 80-х. Просто невозможно было оставаться равнодушным, читая «Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока» Ильи Смирнова, «Путешествие рок-дилетанта» Александра Житинского и др. К чему слова о тоске по ушедшей эпохе? Сделай сам — свою, настоящую, то есть сегодняшнюю. Так началась и она, «Электросвалка». По сути, это квартирник, перенесенный в малый театральный зал.
6 лет, 10 фестивалей, несколько десятков авторов и коллективов: «Всемъ», «БОДОМ», «Перекресток», «Пепел Збей», Absent, «Подземный переход», Николай Пинчук, Вяча Елисеев, Евгений Еремин, Анна Захарова, Макс Донской, Светлана Лакуткина, Ольга Белоглазкина, Стас Гоголь, Холера, «Театр имени Папы Карло», «Северный ветер», «Сломанный слон», «Платный гор», «Балаганчик», «Нет артиста», Сергей Чиркин, Сергей Макаркин, Александр Митрошкин, «Кот», «Ключ», «Кочевники», «Сон травы» и т.д. — разве уже не история? И праздник – один на всех.
Но пока кто-то из нас играет,
История наша живет…
Можно сказать, явление…
…изначально коллективное. Оля Белоглазкина, Женя Балакирев, Лиля Иевлева, Саша Землянский, в какой-то момент Паша Горошков, ну и потом уже постоянно Николай и Лена Пинчук — организация концертов переходила из рук в руки, как флаг…
…по-своему карнавальное. Нет четкого разделения на исполнителей и зрителей, поскольку каждый присутствующий легко может стать участником, шагнуть на освещенный и ничем не огороженный участок зала.
…незавершенное. Можно было бы доводить до идеала, до блеска, до лоска, но интереснее сам процесс — творческий, живой, а не его результат. И это радует.
…спонтанное. И организаторы — даже не организаторы, а, скорее, инициаторы. Ведь и нет той самой строго выстроенной и продуманной организации, которая присуща солидным мероприятиям.
И Сергей Рыбалка — хозяин. Есть типа организаторы, а он — именно хозяин. Это его царство — «Белая лошадь», в котором он — автор неповторимой атмосферы.
Главное — атмосфера. «Электросвалка» уже не представляется вне «Белой лошади». Кто-то жалуется, что помещение маленькое, и предлагает поискать другое место, но то будет уже другая история, поскольку зал — непременный участник фестиваля, как и его хозяин.
Все были какие-то счастливые. Потом-то подуспокоилось, волна спала. Наверное, роль в том, что фестиваль выжил в нелегкие для нас времена, сыграла не то что принципиальность, бог с ней, а простое упрямство: надо было идти наперекор всем обстоятельствам и все. Черта характера такая.
Когда я скажу себе, что на новую песню нет времени,
Я не поверю, не желая хоронить себя раньше времени.
Да, наверное, все это было не зря. И будет.